С нового года в России утильсбор на электрокары вырастет в 20 раз
С января следующего года в России резко возрастет утилизационный сбор на электрические и гибридные автомобили. Согласно новому постановлению, утилизационный сбор на новые электромобили вырастет до 600 000 рублей, что более чем в двадцать раз превышает действующую ставку.
Такое резкое повышение обусловлено недавним постановлением правительства, которое существенно корректирует коэффициенты утилизационного сбора для этих видов транспортных средств. В частности, коэффициент, применяемый к базовому утилизационному сбору в размере 20 000 рублей, скакнет с нынешнего значения 1,63 до нового - 33,4.
Это изменение означает, что утилизационный сбор вырастет в 20,5 раз, причем новые ставки вступят в силу уже через три месяца. Для новых или относительно недавно выпущенных гибридных и электрических автомобилей - тех, которым менее трех лет - сбор вырастет до 667 000 рублей с нынешних 33 000 рублей. Для подержанных электромобилей повышение будет еще более значительным: со 122 000 рублей до запредельных 1,2 миллиона рублей. Такое повышение, разумеется, создает значительный барьер для покупки подержанных электромобилей.
Частные лица, ввозящие автомобили для личного пользования, по-прежнему будут пользоваться льготными коэффициентами утилизационного сбора. В частности, коэффициент для новых автомобилей будет установлен на уровне 0,17, а для подержанных - 0,26, что дает некоторое финансовое облегчение по сравнению с коммерческими импортерами. Тем не менее, представители отрасли ожидают, что новая структура пошлин будет переложена на плечи потребителей, что потенциально сделает доступные электромобили финансово невыгодными для многих покупателей и снизит рыночный спрос на более дешевые варианты.
Дмитрий Рогов, основатель компании RogovMobil, отмечает, что, хотя увеличение утилизационного сбора приведет к удорожанию дорогих электромобилей, таких как модели Li Xiang, Zeekr и Tesla, влияние на их общую цену по сравнению с их высокой стоимостью будет менее значительным. Однако для более бюджетных электромобилей, цена которых составляет около 4,5-5 миллионов рублей, существенное повышение сбора может отпугнуть потенциальных покупателей.
Резкое повышение утилизационного сбора также повлияет на рентабельность импорта и перепродажи таких автомобилей, как Li Xiang, которые ранее пользовались более низкими тарифами. Эта корректировка может сделать такие автомобили менее привлекательными для импортеров и перекупщиков. Елена Лисовская из YouTube-канала «Правила Лизы» отмечает, что значительное повышение пошлин с 2025 года заметно повлияет на доступность и цены более доступных электромобилей, таких как Nissan Leaf. Рост цен на автомобили из-за увеличения сборов особенно сильно повлияет на нижний сегмент рынка.
Повышение сборов также затронет людей с низким уровнем дохода, для которых стоимость таких автомобилей, как Nissan Leaf и других бюджетных электромобилей, может оказаться непомерно высокой. Пострадают и коммерческие покупатели, в том числе водители такси, которые ранее пользовались преимуществами более низкой стоимости электромобилей, таких как Nissan Leaf и Volkswagen ID, что, вероятно, повлияет на их операционные расходы и решения о покупке.
Олег Мосеев из компании «Автомаркетолог» подчеркивает, что, хотя спрос на электромобили премиум-класса в России, такие как модели Li Xiang и Zeekr, как ожидается, останется относительно стабильным, повышение утилизационного сбора будет отражаться на и без того высокой стоимости этих автомобилей. Повышение сборов, скорее всего, снизит интерес потребителей к более доступным электрическим моделям, например, от Volkswagen, в то время как влияние на электромобили BMW, как ожидается, будет минимальным.
АвтоВаз поддержал план российского правительства по увеличению утилизационного сбора с 1 октября 2024 года. В компании считают, что эта мера позволит укрепить отечественное автомобилестроение и стимулировать иностранных производителей к увеличению локального производства в России.
В перспективе предлагаемое двадцатикратное увеличение утилизационного сбора с 2025 года окажет дальнейшее влияние на финансовую целесообразность импорта некоторых автомобилей.
Отметим, немногим ранее мы уже сообщали о том, что «АвтоВАЗ» увидел в новом утильсборе стимул для локализованного производства.