Автосайт «За рулем» рассказал об особенностях экспортных «Запорожцев» и ЛуАЗов
"ЗАЗ" и "ЛуАЗ" экспортировались во многие страны мира, причем в количествах, исчисляемых тысячами и даже десятками тысяч экземпляров. Интересен тот факт, что "Запорожец" первым получил специальное экспортное название - "Ялта".
В 1962 году начался экспорт ЗАЗ-965 в Финляндию. Экспортные версии, известные как ЗАЗ-965Е и 965АЕ, имели отличия в деталях кузова и интерьера. Например, передняя панель кузова имела выпуклую среднюю часть, что придавало ему неповторимый вид.
Интерьер экспортных моделей отличался улучшенной обивкой, рулевым колесом с утопленной ступицей и хромированным кольцом для клаксона. Некоторые автомобили ЗАЗ-965АЭ имели даже такие удобства, как пепельница, радиоприемник и крепления для ремней безопасности. Кроме того, экспортные версии ЗАЗ-965 оснащались более мощными 30-сильными двигателями по сравнению со стандартными 27-сильными.
Для удовлетворения специфических потребностей были разработаны специальные вариации ЗАЗ-965. Например, для почтовых служб был разработан ЗАЗ-965С с праворульной вариацией, дабы водитель-почтальон не выезжал на дорогу при доставке почты.
Интересно, что, несмотря на наличие праворульных моделей "Запорожца", спрос на них в странах с левосторонним движением был минимальным. Тем не менее, ЗАЗ-965 нашел популярность в разных странах. В Болгарии было продано более 14 тыс. единиц, Восточная Германия приобрела 12,5 тысячи экземпляров. Финляндия и Дания получили по 1,2 тысячи автомашин, в Бельгии было продано более 750, а в Нидерландах - порядка 500. Кроме того, часть экспортных автомашин осталась в СССР и пользовалась спросом у отечественных клиентов.
Модели ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 также поставлялись на экспорт. Экспортная версия ЗАЗ-966 была представлена с 1,1-литровым силовым агрегатом вместо стандартного 1,2-литрового. Степень сжатия двигателя была увеличена для сохранения мощности на уровне 40 "лошадей"
Вариации ЗАЗ-968 и других моделей для экспорта могли поставляться без аккумуляторов, сидений и внутренней обивки, которые могли быть установлены по заказу западных дилеров.
Наибольшее количество экспортных ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 было продано Польше - порядка 71 тысячи автомобилей. За ней следовали Восточная Германия, Болгария, Венгрия, Италия, Австрия, Греция и Нидерланды.
Наряду с "Запорожцем" на экспорт поставлялся и компактный советский внедорожник ЛуАЗ, хотя и в меньших масштабах. В 1984-1988 гг. за рубежом было продано около 1800 автомобилей ЛуАЗ. В Италии ЛуАЗ продавался под названием Volin 969, оснащенный 1,1-литровым мотором Ford.
Читайте также о том, что эксперты выражают обеспокоенность отсутствием измерительных приборов для штрафов за шум.