Все про нововведения о ремонте по ОСАГО вместо выплат
Но стоит напомнить, что в первоначальном виде, при вынесении на первое чтение, закон предполагал разрешить водителю сделать выбор между денежным возмещением и устранением всех неисправностей путем полного восстановления автомобиля. Но добравшись до второго чтения, закон видоизменился, и приобрел совершенно полярную сторону. В теперешнем виде, закон предполагает первоочередную задачу — восстановление целостности автомобиля путем ремонта, и в некоторых ситуациях, допускается материальное возмещение нанесенного ущерба, и только по собственной инициативе страховщиков.
Конкретнее про законопроект о ремонте вместо денежного возмещения
В данном вопросе, всё довольно просто, и новый закон вносит правки в существующее законодательство об обязательном страховании ОСАГО. Данные правки коснуться всех статей и подпунктов, касавшихся денежного возмещения в страховом случае, и дополнятся информацией о ремонте пострадавшего транспортного средства.
Но существует несколько ограничений по силе данного закона. В первую очередь, он будет распространяться только на те полисы, которые были заключены после вступления в силу законопроекта. Также, нововведения затронут исключительно гражданский легковой транспорт. Корпоративные клиенты или владельцы грузовых автомобилей и мотоциклов продолжат получать денежные выплаты в привычном порядке.
Кроме этого, при заключении нового страхового полиса ОСАГО, в договоре будет доступен выбор доступных станций технического обслуживания, с которыми сотрудничает страховая компания. То есть, при заключении договора, владелец автомобиля имеет право выбрать понравившееся СТО из доступного списка, в котором будут ремонтировать его автомобиль.
При каких ситуациях не предоставляется возможность ремонта
Кроме того, что закон затронул только частный легковой автомобильный транспорт, так еще существуют некоторые ограничения его действия. В исключительные ситуации попали случаи:
• Когда в результате дорожно-транспортного происшествия нанесен тяжелый вред здоровью водителя или наступил летальный исход;
• Если состояние автомобиля признано не пригодным к восстановлению;
• Если стоимость ремонта превысит рубеж в 400 000 рублей;
• Потерпевший хозяин автомобиля относится к инвалидам первой или второй группы.
Также, страховой компании придется выплачивать полную сумму ущерба, если она не способна организовать восстановительные работы на отмеченном в полисе СТО.
Кроме этого, потерпевший может отказаться от предложенного ремонта в том случае, если выбранный автосервис находится дальше 50км от места проживания или места аварии. Но отказ не примется в том случае, если страховая компания сможет самостоятельно транспортировать автомобиль к месту ремонта и обратно к владельцу после его завершения.
Стоит учитывать, что по согласованию сторон, владельца автомобиля и страховой компании, есть возможность выбрать автомобильный сервис не включенный в предоставленный список. Но придется указать полные реквизиты выбранного предприятия с указанием наименования, адреса и платежных реквизитов. Но расчет стоимости ремонтных работ будет производиться по единой тарифной сетке, а стоимость ремонтных работ на выбранном сервисе учтена не будет. В таком случае, есть огромный шанс дополнительной оплаты за ремонт из собственного кошелька.
Условия предоставления и выполнения ремонтных работ по ОСАГО
На законодательном уровне установлено, что ремонт потерпевшего автомобиля может быть осуществлен только с использованием новых запасных частей и деталей. То есть, автосервис не имеет права приобретать и использовать какие-либо детали на вторичном рынке. При этом, на все произведенные работы дается гарантия. На работы связанные с лакокрасочным покрытием гарантия составляет 12 месяцев, на все другие виды ремонта — 6 месяцев.
Также, если пострадавший автомобиль младше двух лет, то его ремонт, в обязательном порядке, производится на официальной станции технического обслуживания производителя автомобиля.
Но есть и существенный недостаток, который до конца не совсем ясен. Если произошло так, что насчитанная сумма ремонта в страховой компании меньше чем фактический ремонт, то остаточную сумму должен будет доплатить владелец автомобиля. Еще сложнее обстоят дела с теми, кто оформляет «европротокол», в котором ограничена ответственность страховой компании в размере 50 000 рублей. То есть, страховая компания самостоятельно высчитывает стоимость ремонтных работ по собственным, или усредненным, или общепринятым прайсам, при этом не обращая внимания на расценки предложенного сервиса перечисляет ему сумму денег, а разницу, обязан будет погасить водитель.
По установленным ограничениям в законе, срок ремонта не может превысить 30 дней с учетом самостоятельной транспортировки автомобиля страховой компанией, если таковая производится. В том случае, если срок ремонта превысил отведенные 30 дней, то страховая компания будет выплачивать пеню в размере 0,5% от стоимости восстановительных работ за каждый день опоздания. При этом, срок денежной компенсации остался прежним — 20 дней.
Кроме этого, на страховую компанию накладываются жесткие ограничения по ответственности за выполнения условий ремонта. В том случае, если страховщик нарушит условия восстановления пострадавшего автомобиля 2 или более раз в течение года, то он лишается возможности направлять автомобили на ремонт, и обязан производить только денежные выплаты.
В новом законе прописаны и обязательство страховых компаний о предоставлении полного списка автосервисов, с которыми заключены договора на сотрудничество, на своих официальных порталах в интернете, и обязательное поддержание их актуальности.
Вывод
На данный момент, пока нет большой практики по новому законодательству, говорить что-либо — очень сложно. Но как мы видим, закон преследует несколько целей:
1) Это дать максимум возможностей владельцу автомобиля на полное восстановление транспортного средства с гарантийными обязательствами, что должно исключить халтурное отношение к ремонту.
2) Исключить из оборота многие существующие схемы мошенников, которые продолжают удачно зарабатывать деньги на страховых выплатах. Но легко понять, что появится множество других схем связанных с работами на сервисах.
3) Ужесточить ответственность страховых компаний за качество своей работы и выполнения всех своих обязательств по страховому полису.
Как это будет работать на практике, мы сможем убедиться в ближайшее время.