Устройство, конструкция и ремонт рулевой рейки
Сегодня рассмотрим часто встречаемую конструкцию рулевого управления легковых автомобилей. Которое, из-за принципа работы получило название — реечное. Стоит отметить, гидроусилитель установленный на автомобиле значительно облегчает процесс вождения, но сильно усложняет обслуживание. Случается так, что проще поменять рулевую рейку с гидроусилителем, чем пытаться ее отремонтировать. Именно работу и принцип диагностики, мы будем рассматривать.
Принцип устройства
Прежде чем перейдем к диагностике и разбору возможных поломок, нужно иметь представление о принципе устройства и работы современной рулевой рейки. Все прекрасно знают, как взаимодействуют между собой шестерни — одна шестеренка передает крутящий момент другой при помощи зубчатого сцепления. Теперь представим, что одну шестерню разрезали и распрямили в прямую рейку зубьями на верх. Теперь при вращении оставшейся шестеренки, другая будет перемещаться влево или вправо. К данной рейке подходят крепления рычагов, которые и поворачивают колесо на поворотном кулаке. В принципе, это базовая схема работы рулевой рейки, которая применяется в большинстве современных автомобилей.
Все элементы рулевой рейки, взаимодействующие друг с другом, заключены в пыльники или отдельные корпуса. А также, все элементы обильно обработаны высококачественными смазочными материалами. Пыльники должны быть без повреждений и герметично закрывать места шарнирных соединений, для исключения попадания пыли. Попавшая пыль быстро выведет из строя постоянно нагруженные соединения, что приведет к дорогостоящему ремонту.
Можно уделить внимание и современным усилителям рулевого управления, их можно справедливо рассматривать как одно целое с рулевой рейкой, так как они плотно интегрированы в конструкцию. На сегодняшний день, используется два вида усилителей — это гидравлический и электрический. Как становится понятным из названия, гидравлический усилитель руля помогает водителю поворачивать колеса при помощи жидкости под давлением. В качестве гидравлической жидкости, чаще всего, применяется автомобильное масло для коробок передач, оно больше всего подходит по техническим свойствам, а цена не слишком дорогая. Насос, создающий давление, может приводиться в работу при помощи ременного соединения с коленвалом или отдельным электромотором. Соответственно, электрический усилитель руля имеет в своей конструкции специальный электромотор, который включается в момент поворота рулевого колеса и помогает водителю, уменьшая необходимые усилия для поворота колес.
Какие элементы подвержены поломке
Начнем с самого простого, как в части понимания, так и в части решения проблемы. И так, самая простая и часто встречаемая поломка рулевого управления — это выход из строя шарнира рулевого наконечника. Новый рулевой наконечник довольно туго вращается в шарнире, а в выработанном втулка начинает «стучать» и свободно вращаться, что приводит к нарушению жесткости конструкции и появлению люфта в колесе. Главным признаком является «стук» в рулевое колесо при езде, а последствия приводят к ускоренному и неравномерному износу шин.
Ремонт не составит труда, для замены необходимо выкрутить втулку из рулевого кулака, а сам наконечник скрутить с тяги рулевой рейки. Сборка проводится в обратном порядке, и можно считать ремонт оконченным. Но стоит запомнить, что после замены рулевых наконечников, необходимо провести регулировку развала-схождения колес. Данная процедура проводится на специальных стендах, и никогда не делается на «глаз». Неправильная регулировка приведет к ускоренному износу шин и возможно к неправильному поведению автомобиля на дороге — машина будет самостоятельно уходить в сторону при езде по прямой дороге.
Следующим элементом могут стать рулевые тяги, на которые постоянно действуют нагрузки. Это происходит редко, но тоже требует внимания. Рулевые тяги, также крепятся к рулевой рейке на шарнирных соединениях, которые могут «застучать». Данный ремонт лучше доверить специалистам и не лезть туда самостоятельно. В принципе, последствия будут такие же, как и при неисправности рулевых наконечников. Данная поломка может произойти из-за повреждения пыльников и попадания туда грязи, а также, соединения могут полностью выработать свой срок службы.
И вот, мы подошли к самой главной поломке, которая происходит крайне редко, из-за простоты и надежности механизма, но все когда-либо ломается. В механизме шестерня-рейка может произойти, так называемый, закус зубьев. Это приведет к полному блокированию руля в одном положении, что может привести к серьезным последствиям во время движения. Причин для этого множество — опять же, попадание грязи или пыли, заводской брак (мало вероятно), выработка или недостаточность смазки.
В таком случае, мастера часто предлагают заменить рулевую рейку на новую или бывшую в употреблении, например с разборки. Но есть варианты сложного ремонта, который восстановит работоспособность рулевой рейки, но не вернет первоначального комфорта. В таком важном вопросе, любое решение остается за Вами.
Диагностика неполадок
Начнем с того, что элементы рулевого управления — это особо важные детали в конструкции автомобиля, которые напрямую влияют на безопасность эксплуатации автомобиля. Поэтому, при каждом посещении автосервиса, самостоятельно или заплатив маленькую сумму денег, диагностируйте подвеску и элементы рулевого управления.
В том случае, если нет такой возможности, то следует обращать внимание на поведение автомобиля и посторонние звуки при езде на машине. Конечно, такой способ не даст гарантии в своевременном выявлении поломки, но даст шанс вовремя обратиться на станцию технического обслуживания.
На что же стоит обращать внимание? В первую очередь, на появившуюся отдачу в руль при езде по неровной поверхности. Полностью исправный механизм хорошо гасит все удары, а при поломке, вы почувствуете значительную «дрожь» в руках при вождении. Также, обращайте внимание на увеличивающийся люфт между моментами, когда поворачиваете колеса в разные стороны, он не должен увеличиваться и быть больше нескольких градусов поворота руля.
Отметим, что любой появившийся посторонний звук в автомобиле — это серьезная причина обратиться на станцию техобслуживания. Так как один неправильно работающий механизм, быстро выводит из строя другой или несколько других элементов. Затем это все накатывается как снежный ком. Так что, своевременный ремонт окупит себя в несколько раз.