Американская страсть: пикапы
Пока большинство мировых рынков переживает бум на малолитражные и экологичные автомобили, в Соединенных Штатах Америки уже которое десятилетие хитом продаж становятся пикапы, которые обладают огромными размерами, оснащены большого объема неэкономичными двигателями. Что это, извечная страсть американцев к гегемонии во всем? Нет. Любовь к пикапам – дань практичности, которую жители Северной Америки уже давно ставят во главу угла.
На заре автомобилестроения именно пикапы, небольшие грузовички с открытым кузовом, в котором можно было уместить крупногабаритную поклажу, перевезти товары или скот, были популярны у североамериканского населения. Популярность этого вида автомобилей была обусловлена не в последнюю очередь их ценой – такие автомобили стоили дешевле седанов, которые считались машинами представительского класса и были доступны людям с достатком выше среднего.
Техасская мода
Первые пикапы появились в США в 1918 году, когда две автомобильные компании, Dodge и Chevrolet практически одновременно выпустили на рынок модели Screenside и 490 соответственно. Спустя семь лет к ним присоединился и Ford, который в апреле 1925 года представил на суд публике первую партию серийных пикапов Model T Runabout, стоивших тогда 280 долларов за экземпляр.
В первый же год было произведено и продано 34 тысячи этих автомобилей, что стало рекордом для марки. В 1928 году на смену Т-серии пришла А-серия – первый пикап, оснащенный закрытой кабиной, стеклоподъемниками, 3-скоростной механической трансмиссией. Самыми весомыми преимуществами этих автомобилей была их практичность (минимум «наворотов», объемный багажник) и невысокая цена. Но вплоть до середины 1940-х годов пикапы в США считались транспортом для фермеров и представителей мелкого и среднего бизнеса, проживавших преимущественно в аграрных штатах.
Лидером по продажам пикапов в Соединенных Штатах и по сей день считается Техас – на его долю ежегодно приходится порядка 14 процентов от всех продаж этих автомобилей в стране. Секрет прост: власти штата еще в начале ХХ века снизили налоги и плату за регистрацию пикапов, чтобы стимулировать фермеров покупать этих машин для своих сельскохозяйственных предприятий. Техас также иногда называют «страной пикапов», а некоторые производители даже выпускали специальные серии для этого штата – «Texas Edition» и «Lone Star Edition».
Расцвет популярности пикапов в США пришелся на послевоенные годы, когда Ford запустил ставшую легендарной F-серию. Автомобиль предлагался в восьми различных модификациях, чтобы удовлетворить максимальное количество запросов потенциальных покупателей.
Японское влияние
Но настоящий бум на пикапы произошел в 1960-х годах, когда на североамериканский рынок стали массово поставляться модели японского производства (Datsun 1000, Toyota Stout), которые не уступали по качеству американским аналогам, оснащались более экономичными двигателями и стоили на порядок дешевле.
Впрочем, это не повлияло на популярность американских моделей, которые к тому времени уже оснащались полным приводом, мощными, большого объема двигателями (как бензиновыми, так и дизельными) и обладали поистине исполинскими габаритами. По сути, потребители получили идеальный симбиоз внедорожника, грузовика и комфортабельного седана на одной платформе, ведь помимо усовершенствования технических характеристик моделей пикапов, производители озаботились удобством их пассажиров.
Тем не менее, выход на американский рынок японских пикапов сыграл свою роль – местные производители снизили цены, чтобы конкурировать с заокеанскими моделями, что еще больше стимулировало продажи в данном классе автомобилей. С тех пор спрос на различные модификации пикапов в США достаточно стабильный, более того – именно автомобили этого класса год от года входят в ТОП продаж авто.
Американское «настоящее» пикапов
Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на статистику продаж пикапов в США за первое полугодие 2012 года. Первая пятерка моделей в этом классе выглядит следующим образом (данные взяты с интернет-сайта pickuptrucks.com):
Марка, модель |
Общее кол-во продаж за 1-е полугодие 2012 |
Общее кол-во продаж за 1-е полугодие 2011 |
Количество проданных авто за июль 2012 |
Количество проданных авто за июль 2011 |
Ford F-Series |
350 455 |
308 750 |
49 314 |
49 104 |
Chevrolet Silverado |
223 480 |
215 658 |
28 972 |
33 121 |
162 405 |
125 376 |
23 824 |
20 311 |
|
GMC Sierra |
84 050 |
80 015 |
11 105 |
12 596 |
78 503 |
57307 |
11 350 |
8 929 |
Как видим, рост продаж идет по всем моделям первой пятерки рейтинга. Самый высокий процент продаж за июль (применительно к тому же времени прошлого года) показала Toyota Tacoma – 27%. Такой же показатель у нее и по сравнению с первым полугодием минувшего года. Все возрастающим спросом пользуются Ford F-Series, Chevrolet Silverado и Dodge Ram (11.9, 3.5 и 22.8 процента соответственно прироста в продажах по сравнению с первым полугодием 2011 года). При этом, несколько ухудшились показатели (если брать статистку июль 2011/2012) у Chevrolet Silverado и GMC Sierra – на 12.5 и 11.8 процентов соответственно.
Ну и, наконец, приведем статистику по всем классам автомобилей, проданных в США по итогам 2011 года. Первое место тут у Ford F-Series (584 тыс.), второе – у Chevrolet Silverado (415 тыс.), а третье – у Toyota Camry (308 тыс.).
Что же из себя представляют самые популярные в США модели пикапов?
Ford F-Series. Двенадцатое поколение полноразмерного пикапа построено на задне/полноприводной платформе Ford Р2 и имеет две кузовные модификации – двух- и четырехдверную.
Оснащается четырьмя бензиновыми двигателями объемом 3.5, 3.7, 5.0 и 6.2 литра, которые работают в паре с 6-ступенчатой АКПП. Цена: от 23 500 долларов.
Chevrolet Silverado. Второе поколение полноразмерного пикапа базируется на задне/полноприводной платформе GMT901. Выпускается в двух кузовных модификациях с двух- и четырехдверной кабиной и пятью вариантами колесных баз.
Оборудуется тремя бензиновыми двигателями объемом 4.3, 4.8 и 5.3 литра. Они агрегатируются с 6-ступенчатым «автоматом». Цена от 22 195 долларов.
Dodge Ram. Выделенный в суббренд Ram полноразмерный пикап выпускается уже в четвертом поколении в трех модификациях 1500, 2500 и 3500.
Оснащается тремя бензиновыми (3.7, 4.7 и 5.7 литра) и одним дизельным (6.7 литра) моторами. Они работают в паре с 6-ти и 8-ступенчатой автоматической трансмиссией. Имеет задне/полноприводную модификации. Цена от 22 120 долларов.
GMC Sierra. Перелицованная версия полноразмерного пикапа Chevrolet Silverado – удачная попытка бренда General Motors разложить яйца в несколько корзин.
Автомобиль оснащается теми же моторами и трансмиссиями, но имеет различия в дизайне экстерьера. Цена от 22 195 долларов.
Toyota Tacoma. Вторая генерация японского среднеразмерного пикапа выпускается в трех кузовных модификациях: Regular Cab, Access Cab и Double Cab.
Построен на задне/полноприводной платформе. Оснащается двумя бензиновыми двигателями объемом 2.7 и 4.0 литра, которые агрегатируются с 4-х или 5-ступенчатым «автоматом», либо 5-ти или 6-ступенчатой трансмиссией. Цена от 17 125 долларов.
Как дела у пикапов в России?
Российский рынок, в отличие от американского, в пикапах не заинтересован. Вернее, не заинтересованы в них российские покупатели. Достаточно взглянуть на статистику продаж 2011 года:
1. Mitsubishi L 200 7036 шт.
2. УАЗ Пикап 2497 шт.
3. VW Amarok 1743 шт.
4. Toyota Hilux 1732 шт.
5. Mazda BT-50 1526
Причин такой непопулярности моделей данного класса множество. Тут и цены, и условия эксплуатации и обслуживания автомобилей, и многое другое. Нельзя не учитывать и исторический аспект: наша страна никогда не популяризировала пикапы такими методами, какими это делали на государственном уровне в США.
Павел ГУРИН