Статьи / 16 Сентября, 2015 г.

Американская страсть: пикапы



Пока большинство мировых рынков переживает бум на малолитражные и экологичные автомобили, в Соединенных Штатах Америки уже которое десятилетие хитом продаж становятся пикапы, которые обладают огромными размерами, оснащены большого объема неэкономичными двигателями. Что это, извечная страсть американцев к гегемонии во всем? Нет. Любовь к пикапам – дань практичности, которую жители Северной Америки уже давно ставят во главу угла.

На заре автомобилестроения именно пикапы, небольшие грузовички с открытым кузовом, в котором можно было уместить крупногабаритную поклажу, перевезти товары или скот, были популярны у североамериканского населения. Популярность этого вида автомобилей была обусловлена не в последнюю очередь их ценой – такие автомобили стоили дешевле седанов, которые считались машинами представительского класса и были доступны людям с достатком выше среднего. 

Техасская мода

Первые пикапы появились в США в 1918 году, когда две автомобильные компании, Dodge и Chevrolet практически одновременно выпустили на рынок модели Screenside и 490 соответственно. Спустя семь лет к ним присоединился и Ford, который в апреле 1925 года представил на суд публике первую партию серийных пикапов Model T Runabout, стоивших тогда 280 долларов за экземпляр.

Ford Model T pickup

В первый же год было произведено и продано 34 тысячи этих автомобилей, что стало рекордом для марки. В 1928 году на смену Т-серии пришла А-серия – первый пикап, оснащенный закрытой кабиной, стеклоподъемниками, 3-скоростной механической трансмиссией. Самыми весомыми преимуществами этих автомобилей была их практичность (минимум «наворотов», объемный багажник) и невысокая цена. Но вплоть до середины 1940-х годов пикапы в США считались транспортом для фермеров и представителей мелкого и среднего бизнеса, проживавших преимущественно в аграрных штатах.

Лидером по продажам пикапов в Соединенных Штатах и по сей день считается Техас – на его долю ежегодно приходится порядка 14 процентов от всех продаж этих автомобилей в стране. Секрет прост: власти штата еще в начале ХХ века снизили налоги и плату за регистрацию пикапов, чтобы стимулировать фермеров покупать этих машин для своих сельскохозяйственных предприятий. Техас также иногда называют «страной пикапов», а некоторые производители даже выпускали специальные серии для этого штата – «Texas Edition» и «Lone Star Edition».

Расцвет популярности пикапов в США пришелся на послевоенные годы, когда Ford запустил ставшую легендарной F-серию. Автомобиль предлагался в восьми различных модификациях, чтобы удовлетворить максимальное количество запросов потенциальных покупателей. 

Японское влияние

Но настоящий бум на пикапы произошел в 1960-х годах, когда на североамериканский рынок стали массово поставляться модели японского производства (Datsun 1000, Toyota Stout), которые не уступали по качеству американским аналогам, оснащались более экономичными двигателями и стоили на порядок дешевле.

Toyota Stout 1964

Впрочем, это не повлияло на популярность американских моделей, которые к тому времени уже оснащались полным приводом, мощными, большого объема двигателями (как бензиновыми, так и дизельными) и обладали поистине исполинскими габаритами. По сути, потребители получили идеальный симбиоз внедорожника, грузовика и комфортабельного седана на одной платформе, ведь помимо усовершенствования технических характеристик моделей пикапов, производители озаботились удобством их пассажиров.

Тем не менее, выход на американский рынок японских пикапов сыграл свою роль – местные производители снизили цены, чтобы конкурировать с заокеанскими моделями, что еще больше стимулировало продажи в данном классе автомобилей.  С тех пор спрос на различные модификации пикапов в США достаточно стабильный, более того – именно автомобили этого класса год от года входят в ТОП продаж авто. 

Американское «настоящее» пикапов

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на статистику продаж пикапов в США за первое полугодие 2012 года. Первая пятерка моделей в этом классе выглядит следующим образом (данные взяты с интернет-сайта pickuptrucks.com):

Марка, модель

Общее кол-во продаж за 1-е полугодие 2012

Общее кол-во продаж за 1-е полугодие 2011

Количество проданных авто за июль 2012

Количество проданных авто за июль 2011

Ford F-Series

350 455

308 750

49 314

49 104

Chevrolet Silverado

223 480

215 658

28 972

33 121

Dodge Ram

162 405

125 376

23 824

20 311

GMC Sierra

84 050

80 015

11 105

12 596

Toyota Tacoma

78 503

57307

11 350

8 929

Как видим, рост продаж идет по всем моделям первой пятерки рейтинга. Самый высокий процент продаж за июль (применительно к тому же времени прошлого года) показала Toyota Tacoma – 27%. Такой же показатель у нее и по сравнению с первым полугодием минувшего года. Все возрастающим спросом пользуются Ford F-Series, Chevrolet Silverado и Dodge Ram (11.9, 3.5 и 22.8 процента соответственно прироста в продажах по сравнению с первым полугодием 2011 года). При этом, несколько ухудшились показатели (если брать статистку июль 2011/2012) у Chevrolet Silverado и GMC Sierra – на 12.5 и 11.8 процентов соответственно.

Ну и, наконец, приведем статистику по всем классам автомобилей, проданных в США по итогам 2011 года. Первое место тут у  Ford F-Series (584 тыс.), второе – у Chevrolet Silverado (415 тыс.), а третье – у Toyota Camry (308 тыс.). 

Что же из себя представляют самые популярные в США модели пикапов?

Ford F-Series. Двенадцатое поколение полноразмерного пикапа построено на задне/полноприводной платформе Ford Р2 и имеет две кузовные модификации – двух- и четырехдверную.

Ford F-150 FX4 SuperCrew

Оснащается четырьмя бензиновыми двигателями объемом 3.5, 3.7, 5.0 и 6.2 литра, которые работают в паре с 6-ступенчатой АКПП.  Цена: от 23 500 долларов. 

Chevrolet Silverado. Второе поколение полноразмерного пикапа базируется на задне/полноприводной платформе GMT901. Выпускается в двух кузовных модификациях с двух- и четырехдверной кабиной и пятью вариантами колесных баз.

Chevrolet Silverado

Оборудуется тремя бензиновыми двигателями объемом 4.3, 4.8 и 5.3 литра. Они агрегатируются с 6-ступенчатым «автоматом». Цена от 22 195 долларов. 

Dodge Ram. Выделенный в суббренд Ram полноразмерный пикап выпускается уже в четвертом поколении в трех модификациях 1500, 2500 и 3500.

Dodge RAM

Оснащается тремя бензиновыми (3.7, 4.7 и 5.7 литра) и одним дизельным (6.7 литра) моторами. Они работают в паре с 6-ти и 8-ступенчатой автоматической трансмиссией. Имеет задне/полноприводную модификации. Цена от 22 120 долларов. 

GMC Sierra. Перелицованная версия полноразмерного пикапа Chevrolet Silverado – удачная попытка бренда General Motors разложить яйца в несколько корзин.

GMC Sierra Crew Cab

Автомобиль оснащается теми же моторами и трансмиссиями, но имеет различия в дизайне экстерьера. Цена от 22 195 долларов. 

Toyota Tacoma. Вторая генерация японского среднеразмерного пикапа выпускается в трех кузовных модификациях: Regular Cab, Access Cab и Double Cab.

Toyota Tacoma

Построен на задне/полноприводной платформе. Оснащается двумя бензиновыми двигателями объемом 2.7 и 4.0 литра, которые агрегатируются с 4-х или 5-ступенчатым «автоматом», либо 5-ти или 6-ступенчатой трансмиссией. Цена от 17 125 долларов.

Как дела у пикапов в России?

Российский рынок, в отличие от американского, в пикапах не заинтересован. Вернее, не заинтересованы в них российские покупатели. Достаточно взглянуть на статистику продаж 2011 года:

1. Mitsubishi L 200 7036 шт.
2. УАЗ Пикап 2497 шт.
3. VW Amarok 1743 шт.
4. Toyota Hilux 1732 шт.
5. Mazda BT-50 1526

Причин такой непопулярности моделей данного класса множество. Тут и цены, и условия эксплуатации и обслуживания автомобилей, и многое другое. Нельзя не учитывать и исторический аспект: наша страна никогда не популяризировала пикапы такими методами, какими это делали на государственном уровне в США.

Павел ГУРИН