Почему в России так популярны седаны?
Любовь по-русски: седаны
Маркетологи крупнейших автомобильных компаний уже давно подметили региональные предпочтения покупателей, живущих в разных странах. Так, американцы прочно застолбили за собой звание любителей пикапов и внедорожников, западноевропейцы – хэтчбеков, жители восточной Европы – седанов. Причем, основное число поклонников автомобилей с трехобъемным кузовом сосредоточено на территории бывшего СССР. И подавляющее большинство тех, кто год от года покупает автомобиль этой кузовной модификации, - россияне. Откуда же у наших соотечественников такая любовь к седанам?
История: от седана к хэтчбеку и снова к седану
В отличие от прогрессивных Европы и США, Советский Союз достаточно долгое время не мог наладить производство массовых моделей автомобилей, ведь страна в первой половине ХХ века постоянно находилась в повышенной боевой готовности, сосредоточившись на развитии мощностей военно-оборонного комплекса. Поэтому вместо автомобилей для народа, советская автомобильная промышленность того времени массово производила машины для армии.
Ситуация начала менять после окончания Великой отечественной войны. Одновременно с восстановлением народного хозяйства происходила реинкарнация промышленности, в том числе и автомобильной. Руководство страны начинает разрабатывать планы относительно производства автомобилей для гражданского населения. Причем, целью было создание именно «народного» автомобиля, который был бы по карману многим жителям СССР.
Первой массовой моделью стал ГАЗ М20 «Победа», разработка которого стартовала еще в 1943 году, а в серийное производство он был запущен в 1947 году.
Созданный на базе немецкого Opel Kapitan седан имел множество конструктивных недостатков, и подвергался постоянной модернизации. Также не в его пользу играла и цена (16 тысяч дореформенных рублей), из-за которой иметь такое авто мог далеко не каждый житель СССР. В то же время модель отличалась практичностью, имея вместительный багажник (456 литров), просторный салон, высокий дорожный просвет (200 мм), позволявший штурмовать российские «направления».
Особенно ценился большой багажник модели: в послевоенные годы широко развернулось дачное строительство, и жители крупных городов (а именно они, в основном, могли себе позволить приобрести машину) нуждались в транспортном средстве, на котором можно было бы перевозить строительные материалы на дачу, а с дачи – собранный урожай. Совершенно неслучайно и поныне под практичностью того или иного автомобиля понимают объем его багажника, а измеряется он по старинке – мешками картошки. Первый советский массовый седан производился с 1947 по 1958 годы, всего за это время с конвейера Горьковского автозавода сошло 241 497 экземпляров модели в различных модификациях.
Преемником «Победы» стал культовый седан ГАЗ-21 «Волга», который был намного комфортабельнее предшественника, обладал увеличенными габаритами более объемным багажником (480 литров) и усовершенствованной технической частью.
Его выпуск стартовал в 1956 году, а всего за 14 лет производства Горьковский автозавод выпустил 638 798 экземпляров этой модели в различных модификациях.
Более массовым и доступным по стоимости стал седан «Москвич-407», являвшийся усовершенствованной модификацией модели «Москвич-402». Хотя он был меньше по габаритам, чем «Победа», но мог вместить четырех взрослых пассажиров, и обладал довольно вместительным багажником (340 литров), высоким дорожным просветом (200 мм), что делало его весьма практичным транспортным средством.
Производство этого седана стартовало в 1958 году (как раз прекратился выпуск «Победы») на Московском заводе малолитражных автомобилей. Всего за пять лет производства (по 1963 год) было выпущено 359 980 экземпляров этой модели, что красноречиво свидетельствует о популярности данной модели в народе.
В 1959 году правительство СССР принимает решение создать микролитражный автомобиль, который бы стал самым дешевым среди имевшихся в то время в продаже легковых транспортных средств. Им стал ЗАЗ 965 (в народе – «горбатый Запорожец»), созданный на базе итальянского хэтчбека Fiat 600.
Несмотря на ряд конструктивных и технических недостатков, таких как маленький багажник (100 литров) и салон, неудобная посадка/высадка, слабый мотор с воздушным охлаждением, машина пользовалась популярностью в основном благодаря невысокой цене и неплохой проходимости (дорожный просвет 175 мм).
За 10 лет производства (с 1959 по 1969 годы) с конвейера Запорожского автозавода сошло 302 166 экземпляра «горбатого», включая его модификации для людей с ограниченными физическими возможностями.
Впрочем, в самый пик производства этой модели, руководству ЗАЗ было поручено создать более практичный автомобиль – в кузове седан. Задание было выполнено: в 1967 году с конвейера Запорожского автомобильного завода сошли первые партии двухдверного седана ЗАЗ 966.
Он имел ряд конструктивных особенностей: переднее расположение багажника (385 литров), заднее расположение мотора, боковые воздухозаборники (за них прозван в народе «ушастым»). Благодаря высокому дорожному просвету (190 мм), обрел популярность у граждан СССР, проживавших в сельской местности. Упрочила его славу практичного автомобиля модификация ЗАЗ 968, которая выпускалась с 1971 по 1994 годы. Всего за с 1967 по 1994 годы с конвейера Запорожского автозавода сошло более 3,4 миллиона экземпляров этого седана в различных модификациях.
Настоящий расцвет «народного» автомобилестроения пришелся на начало 1970-х годов, когда с конвейеров Волжского и Горьковского автозаводов начали сходить седаны ВАЗ-2101 и ГАЗ-24.
Им суждено было стать на долгие годы хитами продаж каждый в своем классе опять же благодаря практичности кузова, имевшего вместительные багажные отделения (ВАЗ-2101 – 325, ГАЗ-24 – 500 литров), просторные салоны, высокие дорожные просветы, что позволяло легко передвигаться на этих машинах по бездорожью.
Цифры проданных за все годы производства экземпляров (ВАЗ-2101 – более 4,8 миллионов, ГАЗ-24 – более 1,4 миллиона автомобилей) красноречиво свидетельствуют о том, что именно седаны стали настоящей автомобильной любовью для советских, а затем и российских граждан.
Современность: седаны позиций не сдают
После того, как Россия обрела независимость, а на ее территории год от года начали появляться все новые и новые автомобильные заводы, дороги страны наводнили машины в самых разнообразных кузовных модификациях. Но первенство среди кузовов по-прежнему принадлежит седанам.
Красноречиво свидетельствует об этом статистика. Так, по данным агентства «Автостат», только за первое полугодие 2012 года россияне приобрели 486 тысяч автомобилей в кузове седан (36,2 процента от общего количества проданных автомобилей в различных кузовных модификациях). На втором месте по популярности – кроссоверы и внедорожники (29,2 процента), которые по практичности и проходимости превосходят седаны, но проигрывают им в ценовой привлекательности. Третье место с 24, 5 процентами занимают универсалы и хэтчбеки.
Принимая во внимание сложившуюся на протяжении многих десятилетий любовь россиян к седанам, некоторые автомобильные компании разрабатывают модели специально для отечественного рынка – и именно в такой кузовной модификации. В пример можно привести такие модели автомобилей как Hyundai Solaris, Nissan Almera, Volkswagen Polo Sedan, Peugeot 408, Chevrolet Aveo, которые производятся расположенными на территории России предприятиями-партнерами указанных компаний. Такая политика ведущих автомобильных брендов только подтверждает, что отечественный рынок еще довольно продолжительное время будет во власти седанов. Даже несмотря на укрепляющиеся год от года позиции кроссоверов и внедорожников.
Александр Гилёв