Почему в России так популярны седаны?

Комментировать
Поделиться:
Почему в России так популярны седаны?

Любовь по-русски: седаны

Маркетологи крупнейших автомобильных компаний уже давно подметили региональные предпочтения покупателей, живущих в разных странах. Так, американцы прочно застолбили за собой звание любителей пикапов и внедорожников, западноевропейцы – хэтчбеков, жители восточной Европы – седанов. Причем, основное число поклонников автомобилей с трехобъемным кузовом сосредоточено на территории бывшего СССР. И подавляющее большинство тех, кто год от года покупает автомобиль этой кузовной модификации, - россияне. Откуда же у наших соотечественников такая любовь к седанам?

История: от седана к хэтчбеку и снова к седану

В отличие от прогрессивных Европы и США, Советский Союз достаточно долгое время не мог наладить производство массовых моделей автомобилей, ведь страна в первой половине ХХ века постоянно находилась в повышенной боевой готовности, сосредоточившись на развитии мощностей военно-оборонного комплекса. Поэтому вместо автомобилей для народа, советская автомобильная промышленность того времени массово производила машины для армии.

Ситуация начала менять после окончания Великой отечественной войны. Одновременно с восстановлением народного хозяйства происходила реинкарнация промышленности, в том числе и автомобильной. Руководство страны начинает разрабатывать планы относительно производства автомобилей для гражданского населения. Причем, целью было создание именно «народного» автомобиля, который был бы по карману многим жителям СССР.

Первой массовой моделью стал ГАЗ М20 «Победа», разработка которого стартовала еще в 1943 году, а в серийное производство он был запущен в 1947 году.

ГАЗ М-20 "Победа"
ГАЗ М-20 "Победа"

Созданный на базе немецкого Opel Kapitan седан имел множество конструктивных недостатков, и подвергался постоянной модернизации. Также не в его пользу играла и цена (16 тысяч дореформенных рублей), из-за которой иметь такое авто мог далеко не каждый житель СССР. В то же время модель отличалась практичностью, имея вместительный багажник (456 литров), просторный салон, высокий дорожный просвет (200 мм), позволявший штурмовать российские «направления».

Особенно ценился большой багажник модели: в послевоенные годы широко развернулось дачное строительство, и жители крупных городов (а именно они, в основном, могли себе позволить приобрести машину) нуждались в транспортном средстве, на котором можно было бы перевозить строительные материалы на дачу, а с дачи – собранный урожай. Совершенно неслучайно и поныне под практичностью того или иного автомобиля понимают объем его багажника, а измеряется он по старинке – мешками картошки. Первый советский массовый седан производился с 1947 по 1958 годы, всего за это время с конвейера Горьковского автозавода сошло 241 497 экземпляров модели в различных модификациях. 

Преемником «Победы» стал культовый седан ГАЗ-21 «Волга», который был намного комфортабельнее предшественника, обладал увеличенными габаритами более объемным багажником (480 литров) и усовершенствованной технической частью.

ГАЗ М-21Г "Волга"
ГАЗ М-21Г "Волга"

Его выпуск стартовал в 1956 году, а всего за 14 лет производства Горьковский автозавод выпустил 638 798 экземпляров этой модели в различных модификациях. 

Более массовым и доступным по стоимости стал седан «Москвич-407», являвшийся усовершенствованной модификацией модели «Москвич-402». Хотя он был меньше по габаритам, чем «Победа», но мог вместить четырех взрослых пассажиров, и обладал довольно вместительным багажником (340 литров), высоким дорожным просветом (200 мм), что делало его весьма практичным транспортным средством.

Москвич-407Т 1958
Москвич-407Т 1958

Производство этого седана стартовало в 1958 году (как раз прекратился выпуск «Победы») на Московском заводе малолитражных автомобилей. Всего за пять лет производства (по 1963 год) было выпущено 359 980 экземпляров этой модели, что красноречиво свидетельствует о популярности данной модели в народе. 

В 1959 году правительство СССР принимает решение создать микролитражный автомобиль, который бы стал самым дешевым среди имевшихся в то время в продаже легковых транспортных средств. Им стал ЗАЗ 965 (в народе – «горбатый Запорожец»), созданный на базе итальянского хэтчбека Fiat 600.

ЗАЗ 965А "Запорожец"
ЗАЗ 965А "Запорожец"

Несмотря на ряд конструктивных и технических недостатков, таких как маленький багажник (100 литров) и салон, неудобная посадка/высадка, слабый мотор с воздушным охлаждением, машина пользовалась популярностью в основном благодаря невысокой цене и неплохой проходимости (дорожный просвет 175 мм).

Салон ЗАЗ 965A
Салон ЗАЗ 965A

За 10 лет производства (с 1959 по 1969 годы) с конвейера Запорожского автозавода сошло 302 166 экземпляра «горбатого», включая его модификации для людей с ограниченными физическими возможностями. 

Впрочем, в самый пик производства этой модели, руководству ЗАЗ было поручено создать более практичный автомобиль – в кузове седан. Задание было выполнено: в 1967 году с конвейера Запорожского автомобильного завода сошли первые партии двухдверного седана ЗАЗ 966.

ЗАЗ 966 "Запорожец"
ЗАЗ 966 "Запорожец"

Он имел ряд конструктивных особенностей: переднее расположение багажника (385 литров), заднее расположение мотора, боковые воздухозаборники (за них прозван в народе «ушастым»). Благодаря высокому дорожному просвету (190 мм), обрел популярность у граждан СССР, проживавших в сельской местности. Упрочила его славу практичного автомобиля модификация ЗАЗ 968, которая выпускалась с 1971 по 1994 годы. Всего за с 1967 по 1994 годы с конвейера Запорожского автозавода сошло более 3,4 миллиона экземпляров этого седана в различных модификациях. 

Настоящий расцвет «народного» автомобилестроения пришелся на начало 1970-х годов, когда с конвейеров Волжского и Горьковского автозаводов начали сходить седаны ВАЗ-2101 и ГАЗ-24.

ВАЗ 2101 "Жигули"
ВАЗ 2101 "Жигули"

Им суждено было стать на долгие годы хитами продаж каждый в своем классе опять же благодаря практичности кузова, имевшего вместительные багажные отделения (ВАЗ-2101 – 325, ГАЗ-24 – 500 литров), просторные салоны, высокие дорожные просветы, что позволяло легко передвигаться на этих машинах по бездорожью.

ГАЗ 24
ГАЗ 24

Цифры проданных за все годы производства экземпляров (ВАЗ-2101 – более 4,8 миллионов, ГАЗ-24 – более 1,4 миллиона автомобилей) красноречиво свидетельствуют о том, что именно седаны стали настоящей автомобильной любовью для советских, а затем и российских граждан. 

Современность: седаны позиций не сдают

После того, как Россия обрела независимость, а на ее территории год от года начали появляться все новые и новые автомобильные заводы, дороги страны наводнили машины в самых разнообразных кузовных модификациях. Но первенство среди кузовов по-прежнему принадлежит седанам.

Красноречиво свидетельствует об этом статистика. Так, по данным агентства «Автостат», только за первое полугодие 2012 года россияне приобрели 486 тысяч автомобилей в кузове седан (36,2 процента от общего количества проданных автомобилей в различных кузовных модификациях). На втором месте по популярности – кроссоверы и внедорожники (29,2 процента), которые по практичности и проходимости превосходят седаны, но проигрывают им в ценовой привлекательности. Третье место с 24, 5 процентами занимают универсалы и хэтчбеки. 

Принимая во внимание сложившуюся на протяжении многих десятилетий любовь россиян к седанам, некоторые автомобильные компании разрабатывают модели специально для отечественного рынка – и именно в такой кузовной модификации. В пример можно привести такие модели автомобилей как Hyundai Solaris, Nissan Almera, Volkswagen Polo Sedan, Peugeot 408, Chevrolet Aveo, которые производятся расположенными на территории России предприятиями-партнерами указанных компаний. Такая политика ведущих автомобильных брендов только подтверждает, что отечественный рынок еще довольно продолжительное время будет во власти седанов. Даже несмотря на укрепляющиеся год от года позиции кроссоверов и внедорожников. 

Александр Гилёв

Авео, Поло седан, Киа Рио. Фото - Авторевю
Авео, Поло седан, Киа Рио. Фото - Авторевю
16 Сентября, 2015 г.

Американская страсть: пикапы

Пока большинство мировых рынков переживает бум на малолитражные и экологичные автомобили, в Соединенных Штатах Америки уже которое десятилетие хитом продаж становятся пикапы,

Пока большинство мировых рынков переживает бум на малолитражные и экологичные автомобили, в Соединенных Штатах Америки уже которое десятилетие хитом продаж становятся пикапы, которые обладают огромными размерами, оснащены большого объема неэкономичными двигателями. Что это, извечная страсть американцев к гегемонии во всем? Нет. Любовь к пикапам – дань практичности, которую жители Северной Америки уже давно ставят во главу угла. На заре автомобилестроения именно пикапы, небольшие грузовички с открытым кузовом, в котором можно было уместить крупногабаритную поклажу, перевезти товары или скот, были популярны у североамериканского населения. Популярность этого вида автомобилей была обусловлена не в последнюю очередь их ценой – такие автомобили стоили дешевле седанов, которые считались машинами представительского класса и были доступны людям с достатком выше среднего.  (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Техасская мода Первые пикапы появились в США в 1918 году, когда две автомобильные компании, Dodge и Chevrolet практически одновременно выпустили на рынок модели Screenside и 490 соответственно. Спустя семь лет к ним присоединился и Ford, который в апреле 1925 года представил на суд публике первую партию серийных пикапов Model T Runabout, стоивших тогда 280 долларов за экземпляр. Ford Model T pickup yandex_stat_id = 3; yandex_partner_id = 149162; yandex_site_bg_color = 'ffffff'; yandex_ad_format = 'direct'; yandex_font_size = 1.0; yandex_direct_type = 'vertical'; yandex_direct_border_type = 'ad'; yandex_direct_limit = 1; yandex_direct_title_font_size = 2; yandex_direct_links_underline = true; yandex_direct_bg_color = 'ffffff'; yandex_direct_border_color = 'ffffff'; yandex_direct_title_color = '0C77EC'; yandex_direct_url_color = '000000'; yandex_direct_text_color = '000000'; yandex_direct_hover_color = 'CC0000'; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(''); В первый же год было произведено и продано 34 тысячи этих автомобилей, что стало рекордом для марки. В 1928 году на смену Т-серии пришла А-серия – первый пикап, оснащенный закрытой кабиной, стеклоподъемниками, 3-скоростной механической трансмиссией. Самыми весомыми преимуществами этих автомобилей была их практичность (минимум «наворотов», объемный багажник) и невысокая цена. Но вплоть до середины 1940-х годов пикапы в США считались транспортом для фермеров и представителей мелкого и среднего бизнеса, проживавших преимущественно в аграрных штатах. Лидером по продажам пикапов в Соединенных Штатах и по сей день считается Техас – на его долю ежегодно приходится порядка 14 процентов от всех продаж этих автомобилей в стране. Секрет прост: власти штата еще в начале ХХ века снизили налоги и плату за регистрацию пикапов, чтобы стимулировать фермеров покупать этих машин для своих сельскохозяйственных предприятий. Техас также иногда называют «страной пикапов», а некоторые производители даже выпускали специальные серии для этого штата – «Texas Edition» и «Lone Star Edition». Расцвет популярности пикапов в США пришелся на послевоенные годы, когда Ford запустил ставшую легендарной F-серию. Автомобиль предлагался в восьми различных модификациях, чтобы удовлетворить максимальное количество запросов потенциальных покупателей.  Японское влияние Но настоящий бум на пикапы произошел в 1960-х годах, когда на североамериканский рынок стали массово поставляться модели японского производства (Datsun 1000, Toyota Stout), которые не уступали по качеству американским аналогам, оснащались более экономичными двигателями и стоили на порядок дешевле. Toyota Stout 1964 Впрочем, это не повлияло на популярность американских моделей, которые к тому времени уже оснащались полным приводом, мощными, большого объема двигателями (как бензиновыми, так и дизельными) и обладали поистине исполинскими габаритами. По сути, потребители получили идеальный симбиоз внедорожника, грузовика и комфортабельного седана на одной платформе, ведь помимо усовершенствования технических характеристик моделей пикапов, производители озаботились удобством их пассажиров. Тем не менее, выход на американский рынок японских пикапов сыграл свою роль – местные производители снизили цены, чтобы конкурировать с заокеанскими моделями, что еще больше стимулировало продажи в данном классе автомобилей.  С тех пор спрос на различные модификации пикапов в США достаточно стабильный, более того – именно автомобили этого класса год от года входят в ТОП продаж авто.  Американское «настоящее» пикапов Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на статистику продаж пикапов в США за первое полугодие 2012 года. Первая пятерка моделей в этом классе выглядит следующим образом (данные взяты с интернет-сайта pickuptrucks.com): Марка, модель Общее кол-во продаж за 1-е полугодие 2012 Общее кол-во продаж за 1-е полугодие 2011 Количество проданных авто за июль 2012 Количество проданных авто за июль 2011 Ford F-Series 350 455 308 750 49 314 49 104 Chevrolet Silverado 223 480 215 658 28 972 33 121 Dodge Ram 162 405 125 376 23 824 20 311 GMC Sierra 84 050 80 015 11 105 12 596 Toyota Tacoma 78 503 57307 11 350 8 929 Как видим, рост продаж идет по всем моделям первой пятерки рейтинга. Самый высокий процент продаж за июль (применительно к тому же времени прошлого года) показала Toyota Tacoma – 27%. Такой же показатель у нее и по сравнению с первым полугодием минувшего года. Все возрастающим спросом пользуются Ford F-Series, Chevrolet Silverado и Dodge Ram (11.9, 3.5 и 22.8 процента соответственно прироста в продажах по сравнению с первым полугодием 2011 года). При этом, несколько ухудшились показатели (если брать статистку июль 2011/2012) у Chevrolet Silverado и GMC Sierra – на 12.5 и 11.8 процентов соответственно. Ну и, наконец, приведем статистику по всем классам автомобилей, проданных в США по итогам 2011 года. Первое место тут у  Ford F-Series (584 тыс.), второе – у Chevrolet Silverado (415 тыс.), а третье – у Toyota Camry (308 тыс.).  Что же из себя представляют самые популярные в США модели пикапов? Ford F-Series. Двенадцатое поколение полноразмерного пикапа построено на задне/полноприводной платформе Ford Р2 и имеет две кузовные модификации – двух- и четырехдверную. Ford F-150 FX4 SuperCrew Оснащается четырьмя бензиновыми двигателями объемом 3.5, 3.7, 5.0 и 6.2 литра, которые работают в паре с 6-ступенчатой АКПП.  Цена: от 23 500 долларов.  Chevrolet Silverado. Второе поколение полноразмерного пикапа базируется на задне/полноприводной платформе GMT901. Выпускается в двух кузовных модификациях с двух- и четырехдверной кабиной и пятью вариантами колесных баз. Chevrolet Silverado Оборудуется тремя бензиновыми двигателями объемом 4.3, 4.8 и 5.3 литра. Они агрегатируются с 6-ступенчатым «автоматом». Цена от 22 195 долларов.  Dodge Ram. Выделенный в суббренд Ram полноразмерный пикап выпускается уже в четвертом поколении в трех модификациях 1500, 2500 и 3500. Dodge RAM Оснащается тремя бензиновыми (3.7, 4.7 и 5.7 литра) и одним дизельным (6.7 литра) моторами. Они работают в паре с 6-ти и 8-ступенчатой автоматической трансмиссией. Имеет задне/полноприводную модификации. Цена от 22 120 долларов.  GMC Sierra. Перелицованная версия полноразмерного пикапа Chevrolet Silverado – удачная попытка бренда General Motors разложить яйца в несколько корзин. GMC Sierra Crew Cab Автомобиль оснащается теми же моторами и трансмиссиями, но имеет различия в дизайне экстерьера. Цена от 22 195 долларов.  Toyota Tacoma. Вторая генерация японского среднеразмерного пикапа выпускается в трех кузовных модификациях: Regular Cab, Access Cab и Double Cab. Toyota Tacoma Построен на задне/полноприводной платформе. Оснащается двумя бензиновыми двигателями объемом 2.7 и 4.0 литра, которые агрегатируются с 4-х или 5-ступенчатым «автоматом», либо 5-ти или 6-ступенчатой трансмиссией. Цена от 17 125 долларов. Как дела у пикапов в России? Российский рынок, в отличие от американского, в пикапах не заинтересован. Вернее, не заинтересованы в них российские покупатели. Достаточно взглянуть на статистику продаж 2011 года: 1. Mitsubishi L 200 7036 шт. 2. УАЗ Пикап 2497 шт. 3. VW Amarok 1743 шт. 4. Toyota Hilux 1732 шт. 5. Mazda BT-50 1526 Причин такой непопулярности моделей данного класса множество. Тут и цены, и условия эксплуатации и обслуживания автомобилей, и многое другое. Нельзя не учитывать и исторический аспект: наша страна никогда не популяризировала пикапы такими методами, какими это делали на государственном уровне в США. Павел ГУРИН

^

© 2007-2024.
Сетевое издание «CarsWeek» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25 апреля 2017 года.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-69477. Учредитель: Богачков Сергей Григорьевич. Главный редактор: С. Г. Богачков.
Электронная почта редакции: bogachs@yandex.ru. Телефон редакции: +7-915-979-14-25.
Использование материалов сайта разрешается только с установкой активной гиперссылки на CarsWeek.ru. 16+