Главная / Автоновости / Мото новости

Иж Планета Спорт – когда советские мотоциклы не уступали зарубежным аналогам

Говорят, что в серийное производство Иж Планету Спорт запустили по личному указу Л. И. Брежнева.
Поделиться:
Иж Планета Спорт – когда советские мотоциклы не уступали зарубежным аналогам
Говорят, что в серийное производство Иж Планету Спорт запустили по личному указу Л. И. Брежнева. А почему модель потеряла надёжность со временем и в итоге была снята с конвейера – расскажет редакция carsweek.ru.

Советский Союз не радовал своих граждан доступностью легковых автомобилей. В 1970-1980-х ради их покупки приходилось или вдвойне переплачивать, получая машину немного б/у, или ждать годами заветную «открытку».

Зато мотоциклы в продаже имелись всегда. Не все модели, конечно, но что-нибудь в Спорттоварах обязательно стояло. Если везло с завозом, то получалось приобрести даже Jawa или Иж Планету Спорт.

Выпускался последний мотоцикл недолго – с 1973 по 1984 годы. Байк ушёл с конвейера, не оставив преемника, но считался лучшим вплоть до развала СССР. Некоторые называют его легендарным, а вокруг модели ходит множество слухов.

Правда, или нет?

Есть мнение, что Иж Планета Спорт был самым дорогим мотоциклом в классе среднекубатурников. Дескать, просили за него больше, чем за Jawa и CZ. Да, такое было изначально, когда выпускались первые партии. Но потом мотоцикл упростили, лишили ряда зарубежных комплектующих и удешевили, а модели из Чехословакии стали дороже, пусть и на пару-тройку десятков рублей.

na_trasse_ij_planeta_sport.jpg

В любом случае, Иж Планета Спорт даже после удешевления оказался коммерчески невыгодным. Полноценный конвейер для него так и не построили – собирались байки вручную. А цена – это уже политика государства. Не мог советский мотоцикл стоить дороже импортных Jawa и CZ.

Зачем было изначально использовать ряд зарубежных узлов и даже устанавливать систему раздельной смазки двигателя, от которой в итоге отказались? Всё дело в том, что Иж Планету Спорт планировали в первую очередь на экспорт. А своим – по остаточному принципу.

Но заграница не оценила новинку – в 1970-х уже в этой кубатуре популяризировались четырёхтактные модели. Хотя, небольшие партии мотоциклов всё же нашли своих поклонников за рубежом.

Некоторые называют Иж Планета Спорт байком «капризным». Другие утверждают, что он надёжнее Jawa. Но последнее относится только к «японцам», то есть мотоциклам первой серии. Они выхаживали по 60 тысяч километров до капремонта.

Что касается Л. И. Брежнева, то считается, что именно он разрешил выпуск модели. Ведь её производство почти запретили, дескать, такой скоростной байк не нужен гражданам. Но глава СССР прокатился на мотоцикле и одобрил его. Правда это, или нет, сложно сказать, ведь документов на этот счёт не сохранилось. Да и Брежневу было лет 65 в то время, какой из него байкер?

Внешность и ТТХ

Сейчас Иж Планета Спорт выглядит специфически, дизайн откровенно на любителя. Но в 1974 году он смотрелся современно. Ничего удивительного – мотоцикл скопировали с Yamaha 350R5.

Planeta_sport.jpg

Изначально советские стиляги не обратили внимания на новую модель, предпочитая Jawa. Но когда они рассмотрели мотоцикл с зарубежными деталями – он им понравился. Тем более, что это действительно был самый быстрый советский байк, особенно первой серии.

Двигатель у Иж Планеты Спорт одноцилиндровый, с рабочим объёмом 340 см3. Мотор двухтактный, но система смазки изначально стояла раздельная. То есть, масло заливалось в свой бачок и смешивалось с топливом автоматически. Потом от системы отказались, удешевляя мотоцикл.

Мощность мотора составляла невероятные для среднекубатурников того времени 32 л. с. Потом их уменьшили до 28, но всё равно это больше Jawa 634, выпускавшейся в то же время. Да даже новая чешская модель с индексом 638 развивала 26 «лошадок». А появилась она, напомним, только в 1984 году.

motor_ij_planeta_sport.jpg

Мотор крепился к раме через резиновые подушки, что уменьшало вибрации на высоких оборотах. Коробка передач четырёхступенчатая. А вот тормоза барабанные – их не хватало, учитывая, что мотоцикл разгонялся до 135 км/ч.

На что он способен?

Ценность Иж Планеты Спорт сейчас – это скорее ностальгия. Быстрым байк назвать сложно, учитывая, сколько на рынке б/у мотоциклов. Почти любая японская четырёхсотка конца 80-х легко его обгонит.

Но зато Иж Планету Спорт можно рассматривать как инвестицию, даже не очень долгосрочную. Через несколько лет этот мотоцикл однозначно будет стоить дороже – статистика явно на это указывает.

Ездить на старом байке каждый день – такое себе удовольствие. Во-первых, его нужно завести кикстартером. Как и положено одноцилиндровым моделям Иж, байк пинается, если он в оригинальном состоянии. Конечно, установка БСЗ избавляет от данной проблемы, но ценность мотоцикла при этом теряется.

Во-вторых, на рынке б/у мало версий с раздельной системой смазки. Это значит, что придётся мешать бензин с маслом прямо в баке.

Зато разгоняется Иж Планета Спорт лучше любого советского и чешского мотоцикла. Поднять его на заднее колесо можно даже новичку – это скорее минус, чем плюс. Планку в 100 км/ч «японец» с мотором на 32 л. с. покоряет за 11 секунд. Никаким Jawa и CZ такое не снилось!

priborka_ij_planeta_sport.jpg

Именно Иж Планету Спорт называли самым опасным мотоциклом Советского Союза – на нём чаще всего попадали в ДТП. Но тут дело скорее не в характеристиках байка, а в отсутствии навыков вождения и экипировки. Плюс катались на Иж Планетах Спорт люди молодые, чаще бесшабашные, желающие произвести впечатление.

Весит мотоцикл немного – всего 135 кг. Отчасти по этой причине он такой динамичный. Но зато на скорости байк на удивление хорошо управляется. Вот только от большегрузных автомобилей на трассе всё равно лучше держаться подальше – может и снести.

Коробка передач у Иж Планеты Спорт чёткостью не отличается, хотя, в своё время нареканий на неё не было. Вибрации начинают раздражать райдера уже после 110 км/ч. Зато звук работы двухтактного двигателя способен вернуть в юность.

Купить Иж Планету Спорт сейчас можно от 55 до 800 тысяч рублей. Стоимость достойных экземпляров с современными документами начинается от 150 000.

Справка

«Иж Планета Спорт» — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для туристических и спортивных поездок по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром.

Ранее мы раскрыли, какой мотоцикл лучше купить: Иж Планета 5 или Иж Юпитер 5.

Фото: ru.wikipedia.org


Почитать еще