Что такое компьютерная диагностика автомобиля

Комментировать
Поделиться:
Что такое компьютерная диагностика автомобиля
 Каждый современный автолюбитель слышал про «компьютерную диагностику автомобиля», но не каждый из них полностью понимает всю суть процедуры. В основном, все знания ограничиваются пониманием, что такая диагностика помогает выявить некоторые неполадки в работе транспортного средства, а в некоторых случаях, можно подкорректировать работу сбойных узлов. Стоит отметить, что данные понятия не далеки от истины, но не описывают всего процесса. Поэтому, в данной статье, мы попытаемся разобраться с некоторыми нюансами.

 Что такое протокол OBD?



 Прежде всего, для удобной диагностики, необходим единственный разъем в автомобиле, позволяющий подключить специальное оборудование и провести быструю диагностику всех систем. Именно такой разъем, сейчас называют OBD-II. На самом деле, это не название разъема, а название стандартизированной системы диагностики и самодиагностики транспортного средства, которая устанавливается автопроизводителями в обязательном порядке. Хоть компьютерная диагностика и начала активно применяться лет 20 назад, история OBD началась еще в 50 годах на территории Соединенных Штатов Америки.

 Именно в то время, правительство и некоторые организации озаботились об экологических проблемах, которые последуют из-за увеличения количества автомобилей. Поэтому, в правительстве начали принимать законопроекты. Нацеленные на ограничение количества выбросов вредных веществ в атмосферу. В свою очередь, автопроизводители старались исполнить все требования. 



 Но отсутствие единых стандартов и технических средств для диагностики и контроля выбросов, заставило автопроизводителей и правительство заняться разработкой различных диагностических систем. Отсутствие сложной электронной техники и особенно желания выполнять все требования, поспособствовали появление только простых систем, способных следить за количеством расходуемого топлива. Даже такие «простые» системы контроля за экологичностью автомобиля не работали должным образом, и не могли дать точных данных про экологичность отработанных газов. Поэтому, к 1970 годам, американский департамент за контролем воздушной среды и агентство по защите окружающей среды стали настаивать на разработке и внедрении новых диагностических систем в массовое производство автомобилей.

 Стоит отметить, что General Motors первые начали разработку и внедрение собственной системы ALDL. Но данная система так и не получила массового распространения, даже на территории Америки, даже модифицированная версия протокола ALDL в 1986 году не обрела массовости. Только в 1991 году, благодаря разработке 1989 года калифорнийским департаментом за контролем воздушной среды нового протокола OBD, получилось обязать всех производителей автомобилей из США оборудовать новой диагностической системой все выпускаемые машины.

 Обратите внимание, что все разработки диагностических систем, проводились с единственной целью — это контроль за соблюдением экологических норм. Поэтому. Первые версии OBD, могли следить только за составом выхлопных газов. Также, можно было определить неисправности в работе электронного зажигания и системе EGR (система рециркуляции выхлопных газов). Вся информация по неисправностям, выводилась на приборную панель при помощи сигнальной лампочки MIL (лампа индикации неисправности). Поэтому, назвать данную версию протокола, полноценной диагностической системой — невозможно. Даже с последующей модификацией, которая научилась сигнализировать о неисправностях отдельных элементов посредством мигания лампочки с определенной последовательностью — не исправила ситуацию. 



 И только в январе 1996 года, окончательно определились с американским стандартом OBD-II, запретив продажу новых автомобилей в Америке не укомплектованных данной системой. Главным нововведением, стало появление диагностического разъема. При помощи которого, появилась возможность подключать специальный сканер и диагностировать работу автомобиля. Но в основном, данная возможность применялась полицейскими, которых интересовало только соблюдение экологического закона. Но история развития данного протокола на этом не остановилась.

 Следом за Соединенными Штатами Америки, похожие законы стали применять большинство стран. Так в 2001 году, был принят закон, по которому все новые автомобили продаваемые на территории Европы, должны были комплектоваться EOBD (европейская версия системы самодиагностики). В 2003 году, данному примеру последовала и Япония, введя обязательный стандарт для всех новых автомобилей JOBD.

 К сожалению, это сверх краткая история развития диагностического стандарта. Для раскрытия всей темы, не хватит и одной отдельной статьи. Поэтому, перейдем к более практичному изучению OBD-II.

 Что такое DLC?



 DLC (Diagnostic Link Connector) – это название самого диагностического разъема, к которому подключаются сканеры. Стоит отметить, что сам разъем стандартизирован, и на всех автомобилях абсолютно идентичен. Сам разъем получил 16 контактных площадок, которые строго отвечают стандарту по своему назначению. К примеру, последний контакт, находящийся в самом конце второго ряда, напрямую подключен к аккумулятору и постоянно имеет +12 В, а четвертый контакт в верхнем ряду, обязательно заземлен на кузов автомобиля. Но есть некоторые различия, по стандарту, регламентируется назначение только 10 определенных контактов. Поэтому, автопроизводители могут использовать оставшиеся шесть по своему усмотрению. 

Вид разъема DLC
Вид разъема DLC


 Как упоминалось выше, система разрабатывалась для оперативной проверки экологичности автомобиля. Поэтому, по Американскому стандарту, разъем должен находиться в быстром доступе для водителя и быть не далее чем 60 см от рулевого колеса. Но это выполняется только в автомобилях для американского рынка. Раньше, в китайских и японских автомобилях, разъем мог находиться даже под капотом, но сегодня, как правило, DLC располагается в салоне автомобиля.

 Но стандартизация разъема, не означает взаимозаменяемости диагностического оборудования. Дело в том, что различные производители могут использовать разные протоколы обмена данными между оборудованием и системой OBD-II. На сегодняшний день, используется пять разновидностей протоколов, что приводит к различным нюансам на практике. 

Расположение разъема DLC
Расположение разъема DLC


 Теперь стоит понять, на что же способна компьютерная диагностика на самом деле.

 Что можно продиагностировать?



 Обратите внимание, что использование дешевого китайского сканера и считывание нескольких ошибок с бортового компьютера — это не диагностика, и даже не похожа на нее. На самом деле, диагностику проводит человек в паре со специальным оборудованием. Поэтому, и оператор, и оборудование должны иметь специальные навыки или возможности для проведения точной компьютерной диагностики. Теперь разберем, из чего состоит правильная компьютерная диагностика:


 1. Предварительный сбор информации.

 2. Считывание ошибок из бортового компьютера.

 3. Изучения данных в реальном времени.

 4. Изучение данных при эксплуатации в реальном времени.

 5. Изучение полученных данных и сравнение их с эталонными.

 6. Проведение тестов оборудования.

 7. Продолжение диагностики автомобиля с использованием обычных инструментов.

 8. Логирование плавающих ошибок.

 Согласитесь, список далеко не маленький, и подразумевает большое количество работы. Но а теперь. Пройдемся по каждому пункту из списка отдельно.

 Предварительный сбор информации



 Естественно, перед тем как проводить любую диагностику, компьютерную или обычную, хороший мастер тщательно опросит владельца автомобиля о подозрительных моментах. Именно данный этап помогает сконцентрироваться и выделить особо важные участки для диагностики. Получив предварительную информацию по возможным неисправностям, мастер быстрее и точнее выполнит поставленную задачу.

 Данное действие можно сравнить с обычным лечением в хорошей больнице. Ни один врач не начнет лечение до опроса больного. Поэтому, к данному этапу лучше относиться со всей возможной серьезностью, и вспомнить все подозрительные моменты при эксплуатации автомобиля.

 Считывание ошибок из бортового компьютера



 После всех подготовительных мероприятий, можно переходить к началу компьютерной диагностики. Для этого, необходимо подключить компьютер к штатному DLC разъему автомобиля, и подождать пока фирменная программа соединиться с бортовой сетью автомобиля.

 Каждая диагностическая программа от различных брендов отличается, но имеет похожие функции. Поэтому, мы не станем отдельно останавливаться на обзоре программного обеспечения. 

Вид программы для диагностики
Вид программы для диагностики


 После успешного подключения, появляется стартовый экран. На котором можно увидеть общую информацию о состоянии транспортного средства. Показывается самая разнообразная информация, от показателей одометра (которые легко «скручиваются» умельцами), до показателей пробега каждого важного узла (что сбросить сложнее), или можно увидеть даты и пробег, когда автомобиль проходил официальное ТО. Также, на экране будет показана информация о номере кузова, двигателя и т. д.

 Тут стоит сделать отступление, если вы считаете, что автомобиль работает в штатном режиме, и на приборной панели не загорается ни одна лампочка, предупреждающая о неисправности, то не значит, что все элементы автомобиля функционируют без ошибок. Поэтому, стоит периодически проходить компьютерную диагностику на специализированных станциях технического обслуживания. Это поможет выявить неисправности на ранних стадиях, и обойтись «малой кровью» при ремонте автомобиля. 

Еще одна страница программы диагностики
Еще одна страница программы диагностики


 На вкладке «Ошибки», можно просмотреть весь список произошедших сбоев оборудования автомобиля. При этом, в дополнительных свойствах, будут описаны параметры машины, при которых возникла данная ошибка. К примеру, в описании будет записан пробег когда она произошла, текущая скорость, обороты коленчатого вала в минуту, напряжение аккумуляторной батареи и сколько раз она возникала.

 Данная информация поможет опытному мастеру разобраться в причинах возникновения сбоя. Ведь сама неисправность могла возникнуть из-за неполадок в другом узле. Но некоторая часть «диагностов», не владеющая специальными знаниями и навыками, предлагают полностью менять узел, в котором произошла ошибка. Тем самым надеясь на удачу.

 Изучения данных в реальном времени



 Этот раздел в программе применяется для диагностики автомобиля, позволяющий отслеживать показатели всех датчиков и устройств в реальном времени, и следить за их работой при определенных действиях с автомобилем.

 К примеру, можно посмотреть на «правильность» работы электронной педали газа, или проседание напряжения в бортовой сети при включении кондиционера.

 Также, эти данные можно просматривать во время движения, что позволит точно определить действия, при которых проявляется неисправность. А опытный мастер, способен быстро определить поломку при такой полноте данных от бортовых систем автомобиля.

 Изучение полученных данных и сравнение их с эталонными




 Эта работа уже не связанная с использованием диагностического оборудования. Она заключается в том. Что бы сравнить всю полученную информацию с эталонными показателями от производителя. К примеру, узнав напряжение на одном из датчиков, можно его сверить с эталонным, что даст уверенность в исправности питания или работы датчика.

 Проведение тестов оборудования



 Данный пункт позволяет протестировать или включить отдельные узлы автомобиля вне зависимости от других факторов. Это позволит убедиться в его работоспособности. К примеру, можно запустить вентилятор радиатора в не зависимости от температуры мотора, то есть, если автомобиль перегревается, то мы уже уверены, что электродвигатель вентилятора и его питание не являются причиной этому.

 Продолжение диагностики автомобиля с использованием обычных инструментов



 Данный пункт, применяется для подтверждения или опровержения предварительных выводов. Сделанных на основе проведенной компьютерной диагностике. К примеру, если диагностика показала снижение напряжения в определенном узле. То при помощи мультиметра, можно детально выяснить, на каком участке это происходит.

 Также., в данную категорию можно отнести проверку состава выхлопных газов, проверку работоспособности форсунок или давления в топливной системе, и еще много различных способов перепроверить или уточнить данные от компьютерной диагностики. 



 Поэтому, можно сделать вывод, что хороший мастер, не побрезгует испачкать руки, самостоятельно перепроверить состояние датчиков или проводки. Может понадобиться подключение дополнительного оборудования, или замена некоторых датчиков или других элементов систем автомобиля.

 Логирование плавающих ошибок



 Это один из самых интересных моментов компьютерной диагностики. Думаю. Многие автолюбители сталкивались с ситуацией, когда в автомобиле, периодически проявляется какая либо неисправность, но по приезду на СТО, мастера не могут найти поломку. А все потому, что автомобиль иногда работает неправильно, а при проведении диагностики, все узлы работают исправно. 

Прибор для логирования
Прибор для логирования


 В таком случае, применяется специальное устройство, которое подключается к диагностическому разъему, и постоянно записывает все данные поступающие с него. Это позволяет в реальной обстановке выявить момент появления неисправности и сам сбой в узлах машины. При этом, все действия происходят в автоматическом режиме, и абсолютно не влияют на работу автомобиля.

 Зачастую. Такой аппарат устанавливают на специализированном СТО и отправляют водителя на некоторое время по своим делам, пока не соберется достаточно данных для выявления неисправности.

 Вывод



 Все, что было сказано выше — это только часть от всего процесса диагностики. По данной тематике, можно еще написать несколько статей на тему различных протоколов, кодов ошибок и их классификации у разных производителей, или о различном оборудовании и способах подключения к диагностическим разъемам. Но суть компьютерной диагностики автомобиля, была раскрыта, и можно сделать кое-какие выводы.

 Одним из основных выводов, стало понимание о том, что диагностика автомобиля не такая простая процедура, как казалась. При выборе мастера или СТО, стоит тщательно изучить отзывы, и пронаблюдать за действиями диагноста. Но если, Вам сразу начинают предлагать замену узлов автомобиля, то стоит бежать от таких мастеров и искать более подходящие варианты.

 В данном вопросе, не стоит надеяться и на официальные станции технического осмотра. Они практически всегда советуют менять детали в сборе, не стараясь разобраться в причинах неисправности. Конечно, если автомобиль находится на гарантийном обслуживании, то пусть меняют хоть все узлы, но платить десятки тысяч рублей из-за плохого контакта на одном из проводов, или попавшей грязи куда-либо — не стоит.

 Автор статьи:
 Готовчик Дмитрий, 2017
12 Марта, 2017 г.

Старый смартфон в роли автомобильной сигнализации

 В современном мире, у многих людей, наверняка лежат без дела устаревшие или «полуживые» смартфоны. И как бы ни было печально, но их время уже ушло, а выбросить жалко. Но даже старые смартфоны, имеют специфические функции, которые доступны только самым дорогим автомобильным сигнализациям. Поэтому, стоит задуматься о том, как же использовать все эти функции для дополнительной защиты автомобиля.  И так, давайте разберемся во всех функциях «продвинутых» сигнализаций. Во первых — новые охранные системы имеют обратную связь с владельцем при помощи мобильной связи или посредством интернет соединения GPRS. Во вторых — имеется детальное отслеживание местоположения автомобиля при помощи навигационной системы GPS или Глонасс. При этом, имеется запись маршрута, предупреждение о выезде автомобиля за определенные границы и предупреждение о начале движения. В третьих — во всех сигнализациях имеется датчик колебаний, реализованный на разных технологиях, но имеющих одинаковый принцип работы.   Что же мы имеем в случае использования телефона в качестве охранной системы? Следует отметить, что многие смартфоны поддерживают навигацию посредством GPS, имеют датчик колебаний в своей конструкции, и возможность связи посредством СМС, телефонного звонка и мобильного интернета. Следовательно, имея схожий набор функций и возможностей, остается вопрос в том, как же их использовать для наших нужд. Для этого, необходимо обзавестись некоторым программным обеспечением.  Как превратить смартфон в сигнализацию  На самом деле, данная идея не является свежей, и на рынке мобильных приложений, уже существует несколько программных продуктов, способных превратить смартфон в охранную систему. Стоит отметить, что разнообразие программ отличается по стоимости, удобству и функциональности. Но невозможно дать точный ответ — какое же приложение лучше. Следовательно, автовладельцу придется самостоятельно делать выбор, но отметим, что данный выбор не повлияет на работоспособность «самодельной» сигнализации. Но для осуществления выбора, необходимо установить и протестировать понравившиеся приложения, что мы сделали для Вас, и предоставим описание нескольких из них.  Приложение - «Сигналка»  Из названия сразу становится понятным, что данное приложение разрабатывалось целенаправленно для использования телефона в качестве сигнализации. Что радует, так это бесплатность программы, и простой, интуитивно понятный дизайн и функционал. «Сигналка» способна работать в двух режимах:  1. Первый режим позволяет работать приложению при помощи обычных звонков и СМС на заранее заданный номер. Это позволяет использовать в качестве второго телефона самый обычный кнопочный аппарат. При этом, программа сообщает хозяину автомобиля все важные данные, такие как начало движения, выход автомобиля из заранее заданного периметра, и еще много другой информации. Но существует значительное неудобство в таком использовании. Это необходимость активировать или выключать приложение в ручном режиме. Что бывает затруднительно, если телефон использующийся в качестве сигнализации спрятан в труднодоступном месте.  Вид меню приложения "Сигналка"  2. Второй режим работы более гибок и позволяет удаленно управлять приложением. Но для его использования понадобиться второй смартфон, на котором будет установлена еще одна программа. Это позволит управлять приложением с другого телефона при помощи Bluetooth соединения. Что значительно повышает комфорт эксплуатации телефона в качестве сигнализации.  Вид приходящих СМС от приложения "Сигналка"  К сожалению, приложение «Сигналка», не имеет управления через интернет соединение. Этому поспособствовала бесплатность программы, так как содержать отдельный сервер для бесплатной программы — невыгодно.  Но стоит отметить, что приложение сделано очень качественно, и имеет множество настроек и регулировок чувствительности. Программа позволяет настроить чувствительность датчика колебания, задать радиус зоны за которой сработает сигнализация, и режим треккера, который периодически будет присылать координаты автомобиля на ваш телефон.  Приложение - «Охранная сигнализация»  Данная программа рассчитана на более опытного пользователя, и не может похвастаться интуитивно понятным дизайном. В приложении имеются многочисленные графики, настройки, вкладки, и не все они размещены логично. Поэтому, потребуется воспользоваться инструкцией к приложению, которую также сложно найти. Она располагается в дополнительном меню, которое обнаруживается по нажатию «трех точек» в правом верхнем углу экрана.  Скриншот меню приложения "Охранная сигнализация"  Но стоит отметить, что приложение позволяет произвести настройку максимально точно. А чувствительность датчика колебаний можно настраивать по каждой оси отдельно. Что в теории, позволит распознавать различные действия с автомобилем. От поддомкрачивания при снятии колес, до погрузки автомобиля на эвакуатор.  Сообщения от приложения "Охранная сигнализация"       Приложение также использует в качестве информирования СМС, но распространяется на платной основе. Правда, протестировать все возможности приложения можно бесплатно.  Есть ли польза от телефона в качестве сигнализации  Просмотрев краткое описание возможностей программ для смартфонов, можно сделать единственный логический вывод. Такая система безопасности не обладает ни одной реальной возможностью противостоять угонщикам. Поэтому, целесообразность использования телефона в качестве сигнализации под вопросом.        Такое дополнение в автомобиль дает хорошие результаты при наличии простенькой, но качественной сигнализации, которая имеет в своей конструкции различные блокираторы замков и двигателя. Поэтому, телефон в роли дублирующей информационной системы позволит получать актуальную информацию о состоянии автомобиля без ограничения по расстоянию, в отличии от брелока автомобильной сигнализации. Также, кроме всех стандартных средств защиты автомобиля, добавиться возможность отслеживать машину в реальном времени посредством GPS координат присылаемых на Ваш телефон.  В случае, если Вы пытаетесь создать «супер» бюджетную охранную систему, то смартфон можно использовать в качестве дополнения к различным самодельным блокираторам и секреткам. Стоит отметить. Что в некоторых случаях, самодельные блокираторы на основе скрытых кнопок или других систем, способны дать лучший результат чем недорогая автомобильная сигнализация.  Как спрятать и обеспечить постоянное питание для телефона  Конкретные места для того, что бы спрятать телефон в автомобиле, никто не покажет. Во первых — никто не захочет рассказывать о своем потайном месте для смартфона или GPS треккера. Во вторых — все автомобили отличаются конструктивно, и куда получиться установить телефон в той или иной модели — никто не знает.  Стоит отметить, что вопрос о скрытом хранении телефона, использующегося в качестве сигнализации — непростой. Следует обеспечить скрытое и неявное место для хранения. При этом, должен быть не сложный доступ к аппарату для различных взаимодействий с сенсорным экраном при необходимости. Также, телефон должен получать устойчивый GPS сигнал и иметь подключенное электропитание.        Вопрос питания телефона в автомобиле — это отдельная тема для статьи, но если коротко, то все телефоны в режиме постоянно включенного GPS, GSM и различных датчиков, не способны проработать достаточно без внешнего питания. Поэтому, придется организовывать подвод питания бортовой сети, при этом, напряжение должно присутствовать вне зависимости от положения или наличия ключа в замке зажигания.  Затем, телефон подключается к питанию через автомобильное зарядное устройство, и находится в таком положении на протяжении всего срока эксплуатации. Но современные литий-ионные аккумуляторы, особенно не первой свежести, могут плохо переносить постоянное подключение к сети. Поэтому, после длительной эксплуатации, аккумулятор станет неисправным.  Обратите внимание, что телефоны не рассчитаны на постоянное подключение к зарядному устройству, и постоянные перепады температуры в салоне автомобиля, поэтому перегрев и переохлаждение батареи, могут привести к возгоранию. Это маловероятный исход дела, но все же — возможный.  Вывод  Подводя итоги, можно сказать, что проще и правильнее будет использовать дорогостоящую, но качественную систему автомобильной сигнализации. При этом, отпадут многие неудобства в эксплуатации, а надежность системы безопасности повыситься.  Но в качестве экономии семейного бюджета, или интересного эксперимента, смартфон вполне может служить эффективным дополнением ко всевозможным противоугонным системам. Поэтому, выбор об использовании телефона со специальным программным обеспечением в качестве автомобильной сигнализации — остается за Вами.  Автор статьи:  Готовчик Дмитрий, 2017

^

© 2007-2024.
Сетевое издание «CarsWeek» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25 апреля 2017 года.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-69477. Учредитель: Богачков Сергей Григорьевич. Главный редактор: С. Г. Богачков.
Электронная почта редакции: bogachs@yandex.ru. Телефон редакции: +7-915-979-14-25.
Использование материалов сайта разрешается только с установкой активной гиперссылки на CarsWeek.ru. 16+